Саграда Фамилия / La Sagrada Família (Собор Святого Семейства)

ЫФ

Барселона, столица испанской провинции Каталония,  славится одним очень примечательным памятником архитектуры, который  реконструируется вот уже 120 лет. Это Собор  Святого Семейства, по-испански, La Sagrada Familia (Саграда Фамилия), который был  заложен в 1882 году.

Основоположником этого произведения архитектуры  является, президент религиозной организации посвященной Святому Иосифу, Джосеф Мария Бокабелла, известный еще как и крупный книгоиздатель в Барселоне.  В 1872 году он отправился в Рим, для встречи с главой римской католической церкви.  На обратном пути Бокабелла остановился в "священной" итальянской  деревушке, где по легенде жил Иисус с родителями, Марией и Иосифом. Там  находилась известная базилика (храм в виде удлиненного прямоугольника с двумя  продольными рядами колонн внутри), посвященная Иосифу. Первой идеей Бокабеллы  было построить в Барселоне копию итальянской базилики. Но, позже, он решил  возвести большой храм, посвященный святому семейству (Иисусу, Марии и Иосифу).  Так появилась идея Собора Саграда  Фамилия.

Великий Собор первоначально было решено возводить в  неоготическом стиле, как планировал первый архитектор этого проекта, Франсиско де Паула дель Вильяра. Но, из-за  разногласий с заказчиками, Франсиско оставил проект через два года. Был  назначен новый архитектор, тогда еще не совсем известный, Антонио Гауди. По преданиям, сеньору Бокабелле, приснилось, что  "храм святому семейству"  построит блондин с голубыми глазами. И, так как это большая редкость среди  испанцев, увидев белокурого архитектора, сеньор Бокабелла сразу понял, что это  он.

Заказ на продолжения строительства храма, Гауди  получил, когда ему было 31 год. И заказчики думая, что выбирая не маститого  архитектора смогут сэкономить, ошиблись. Так как в первые же годы работы,  Антонио превысил смету на строительство в несколько раз. Как и у многих  архитекторов, Гауди имел свой индивидуальный подход. Он спонтанно, интуитивно  подходил к работе и никогда не имел готового проекта. Импровизация — вот был  его главный козырь. И, несмотря на это, предметы Гауди не абстрактны. Они имеют  живую, природную основу — так как архитектор относился ко всем своим творениям  как к живым существам, которые должны свободно расти естественным путем. Все  образы и вдохновение Антонио брал из живой природы, замечая в каждом дереве, в  каждой веточки, в каждом листочке что-то особенное, поистине прекрасное.  Конструкции, созданные Гауди казались невозможными для его коллег. Но, он  превзошел свое время – в настоящем времени компьютерной технологии, стало  отчетливо видно, что инженерные интуитивные решения Гауди абсолютно отвечают  законам механики.

Например, в Соборе он построил много колонн с  капителями в виде изящных ветвей, которые закрывают свод тонкой лесной  паутиной. Специалисты были уверенны, что через некоторое время эта конструкция  рухнет. Их опасения — не оправдались. Гауди сам придумал уникальные сооружения,  на которых стоят своды великого Собора — это железобетонные колонны, отделанные  базальтом, песчаником, а так же гранитом. Эти колонны могут выдержать  семибальное землетрясение и другие катаклизмы, так как они уходят под землю в  глубину на 20 метров,  а высота их достигает 70   метров.

Особая система архитектурного строения Гауди, очень  выделяла его из круга архитекторов того времени. Все его работы заслуживают  отдельного внимания. Функциональность и декорация в работах — не были разграничены  для него. "Ведь в природе нет такого  деления!" В Парке Гуэль архитектор построил  акведук (своеобразный мост) с опорами в виде каменных деревянных стволов. На  крыше доходного дома Каса Милаон обычным  трубам и вентиляционным выходам придал образ призрачных воинов и имитированных  деревьев. Кстати, архитектурное решение Каса Мила отличается еще несколькими  чертами — был использован принцип, названный в будущем "свободной планировки" и построен подземный гараж. Это  был первый в истории дом такого плана. Летняя вилла фабриканта Мануэля  Висенса, которую Гауди строил в 1878 году, представляет собой  сказочный арабский дворец. Простая планировка дома компенсируется яркой  декорацией: дом был облицован разноцветной глазированной плиткой и украшен  большим количеством разных пристроек и декоративных элементов. По заказам  великого мецената графа Эусебио Гуэль,  который был восхищен работами архитектора, Гауди построил несколько зданий и  спланировал городской парк. И, несмотря на признанную популярность и море  заказов, в 1914 году Гауди полностью посвящает себя строительству Собора Саграда Фамилия.

Архитектурный проект Собора Саграда Фамилия  представлен в виде латинского креста с тремя продольными и тремя поперечными  вытянутыми помещениями (нефами). К ним прикреплены семь часовен и обходная  галерея за клиросом, все это составляет абсиду Собора. Три монументальных  фасада Собора (которые до сих пор не все построены) должны соединится в  окружающей здание площадке (паперти). Гауди, с одной стороны, пытался сохранить  первоначальную планировку первого архитектора священного Собора, Вильяра, а с  другой стороны, изменил неоготический стиль и дал волю эстетики и масштабности.  Двенадцать из 18 башен Саграда Фамилия посвящены апостолам. Их высота 98 и 112 метров. Башню Иисуса (высотой 170 метров) окружают более  низкие четыре башни. И последняя, чуть меньшая по размеру, колокольня Девы  Марии расположена над апсидой. Архитектор уделял отделки башен большое  значение, чтобы по его словам, "ангелам было приятно смотреть на них  свысока". Его мечтой было сделать так, чтобы башни резонировали с ветром и  в храме звучала музыка Творца.

Нижнее помещение церкви (крипту) Гауди закончил в  1885 году. Он немного изменил постройку Вильяра и, чтобы открыть окна наружу,  построил более высокий свод, который украсил каменным рельефом на тему  Благовещения. Для дополнительного освещения и предохранения от сырости, Гауди  окружил крипту неглубоким рвом.

В 1895 году было законченно строительство апсиды. Её  отличительной особенностью было декоративное украшение вершин башенок и желоба  водосточных труб, в виде  местной  природы.

Гауди запланировал сделать три фасада Собора. Но, при  жизни успел достроить только Фасад  Рождества — это самая красивая часть храма. Три главные христианские  добродетели — Вера, Надежда и Милосердие, представлены в виде скульптурных  порталов и украшены различными священными сценами. Центральный портал,  посвященный Милосердию, украшен скульптурными группами, изображающие  "Рождение Иисуса" и "Поклонение волхвов". На левом портале  Надежды изображены сцены Обручения Марии и Иосифа, Бегства израильтян в Египет  и Избиения Младенцев в Вифлееме. Вершина портала изображена в виде известной  горы Барселоны — Монтсеррат. Портал Веры, расположенный справа, украшают  скульптурные картины "Посещение Святой Елены Богоматерью", а так же  "Иисус и Книжники".  Все  скульптуры имеют натуральную величину и максимально подходят под натуральный  облик. Например, для натурального изображения "избиения младенцев",  Гауди брал слепки из мертворожденных детей. Животных погружал в сон с помощью  специального снотворного и потом делал с них слепки. Для естественного  восприятия всех картин, фасад украшен растениями, характерные для Палестины,  есть даже Рождественское дерево, которое высится между башнями.

Гауди считал Собор Саграда Фамилия главным делом всей  жизни. Он был похоронен в крипте этого собора в июне 1926 года. Некоторые его современники  считали, что Гауди знал, что строительства Собора протянется на долгие  десятилетия и, поэтому, в последние годы оставлял чертежи и эскизы для своих  предшественников. После его смерти они опирались на то, чтобы продолжить  строительство храма. А другие настаивали оставить творение великого архитектора  незаконченным и, что вмешательство будет выглядеть как кощунство и  предательство по отношению к нему. После продолжительных споров, было принято  решение достроить памятник.

Строительство Собора продолжилось, но вскоре было  остановлено гражданской войной в Испании в 1936 году. Анархисты уничтожили все  предварительные чертежи и макеты Гауди. А известный английский писатель Джордж Оруэлл, даже настаивал на том,  чтобы взорвать памятник. Факты вандализма не остались без последствий. Это  затрудняло в дальнейшем реконструкцию и строительство храма.

Например, современный архитектор уже в наше время,  вопреки традиции Гауди не применять абстракционизм, изобразил на фасаде  Страстей Господних, рядом со сценой Поцелуя Иуды "магический квадрат",  сумма всех столбцов и строк в нем равна 33 — столько лет было Иисусу, когда его  распяли.

Собор Святого  Семейства строят уже несколько десятилетий, но это абсолютно нормально для  средневековых памятников, которые достраиваются средствами пожертвований народа  и входных билетов в Музей. В скором времени будут достраивать третью,  заключительную часть Собора — фасад Воскресения  Христова. Никто не знает сколько это продлится… Может 20 лет, а может и полвека.


Оставить заявку
Читать подробнее о способах покупки>>>

Оставить комментарий

E-mail: pitermama@yandex.ru Перепечатка материалов возможна только с активной ссылкой на сайт и словами Travel.Pitermama.ru - Детский и семейный отдых